Здоровье, красота, химия

У нас ( 6а, 6б, 6в класс)  второй год ведётся курс внеурочной деятельности "Здоровье, красота, химия". Курс рассчитан на 2 года (5-6 класс). Здесь вы можете ознакомиться с программой , узнать, чем мы занимаемся и посмотреть наши фотографии.

Общеобразовательная общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Здоровье, красота, химия» 
срок реализации программы – 2 года
                                            возраст учащихся 11-13 лет

Информационная карта программы


Полное название продукта
программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Здоровье, красота, химия»
Тип программы
модифицированная
Цель продукта
формирование информационной культуры о биохимических процессах организма, культуре питания и гигиены, как основ составляющих здоровый образ жизни. 
Планируемые результаты
 1)сформировать собственную стратегию и технологию сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием и личной гигиеной.
2) научить использовать возможности  натуральных лекарственных природных средств и «зеленой косметики»
3) умение высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления
Образовательная область
профильная
Направленность деятельности
общеинтеллектуальная
Способ освоения содержания программы
продуктивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, творческий, практический.
Актуальность продукта
позволяет повысить ответственное отношение к своему здоровью и потребность вести здоровый образ жизни в гармонии с природой. Ориентирует на профессии связанные с медициной.
Уровень освоения содержания программы
общеразвивающий
Возрастной уровень реализации программы
основное общее образование (5-6 кл.)
Форма реализации программы
групповая, индивидуальная,
Продолжительность реализации программы
2 года



Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровье, красота, химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции образовательного проекта «ТЕМП: масштаб – город Челябинск», основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска», программы МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска»  воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО.
Изучение мира природы — одна из сторон деятельности человека. Знания, получаемые в школьном курсе по химии возможно применять в повседневной жизни. Химия - это источник знаний о здоровье человека, так как при её изучении ученики знакомятся с составом различных веществ, как эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, и в целом на саму жизнь человека, что полезно, в каких количествах, и что вредно. Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, в быту, в косметологии, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека. Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. Разнообразный  историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой, физической культурой.
Программа позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены и косметологии.
 Выбранные темы дают возможность актуализировать экологическое просвещения школьников.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Программа предполагает достижение учащимися, по итогам изучения курса обучения, следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) Личностные результаты:
·     представление о химической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в различных сферах профессий;
·     креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении  практических задач в повседневной деятельности;
·     умение оценивать степень важности ответственного отношения к своему здоровью, правильно питаться и вести здоровый образ жизни;
·     готовность и способность к самообразованию на основе мотивации при изучении здоровья сберегающих  дисциплин;
·     коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и социальными партнерами в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
·     способность формировать собственную стратегию и технологию сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием, применением лекарственных средств и средств бытовой химии.
2) Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
·     умение самостоятельно определять цели универсальных действий, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в познавательной деятельности;
·     использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
·     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
·     4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
Познавательные УУД:
·     первоначальные представления об идеях и о методах химии, как об универсальном языке  естественных наук  о средствах моделирования явлений и процессов;
·     проводить наблюдение в области профессий, с точки зрения химической науки, и использовать полученные знания в проектной деятельности;
·     формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
·     анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
·     уметь различать достоверные объективные знания и субъективные мнения в области питания и здоровья.
Коммуникативные УУД:
·     самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
·     уметь на занятии в дискуссии, беседе и др. выдвигать проблемы, аргументы, и контраргументы;
·     учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его, умение договариваться с людьми иных позиций;
3) Предметные результаты:
·     формирование представлений о химии, как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
·     умения оценивать свойства и состав продуктов питания на языке химии, исследовать их с помощью химических методов;
·     развитие представлений о правильном питании с использованием знаний о составе потребляемых продуктов и их калорийности;
·     умения правильно составить список лекарственных препаратов для домашней аптечки;
·     рационально оценивать химические препараты бытовой химии с точки зрения их экологической безопасности для дома и окружающей среды;
·     умение правильно подбирать химические  средства гигиены и косметически по уходу за своим телом и уметь находить альтернативные средства в природных продуктах.
·       развитие умений применять полученные знания и  методы для решения задач практического характера с использованием при необходимости справочных материалов, интернета
    В результате освоения курса «Занимательная математика» выпускник научится:
·      применять методы химического анализа для определения органических и      неорганических веществ в продуктах питания;
·     составлять суточный рацион питания;
·     оценивать вредность и полезность препаратов гигиены и косметики;
·     оценивать вредность табака, алкоголя и наркотических веществ на организм человека;
·     высказывать свою точку зрения по поводу вредных привычек и их преодоления;
·      использовать природные средства для ухода за собой и в уборке дома;
·     выбирать продукты питания с учетом их полезности и безопасности для здоровья;
·     применять  лекарственные средства  для оказания первой медицинской помощи;
·     готовить косметические средства: кремы лосьоны, бальзамы, скрабы и маски в домашних условиях;
·     пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики»;
·      создавать и представлять в очной защите творческие проекты по курсу «Здоровье, красота, химия»
Выпускник получит возможность научиться:
·     применять полученные знания в повседневной жизненной практике.
·     различать достоверные объективные знания о продуктах питания и средствах гигиены от рекламных предложений ;
·     аргументированно излагать и анализировать прочитанное по современной диетологии и косметологии;
·     позиционировать себя в роли эксперта и консультанта.

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание изучаемого курса рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе:
Раздел 1. Химические элементы в организме человека (6 ч.)
Теоретические (5 ч.)
Органические и неорганические вещества в живом организме. Роль и значение микро-и макроэлементов в организме. Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. Растворы солей и их роль в живых организмах. Витамины.
Практические  (1 ч.) Определение органических и неорганических веществ  в продуктах питания.
Раздел 2. Питание и здоровье человека. (7ч.)
Теоретические (6 ч.)
Гигиена полости рта. Что нужно знать о пищеварении. Состав пищи. Предупреждение пищевых отравлений. Пищевые добавки. Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы есть. Чем напичканы наши сосиски и пельмени. Полезные и неполезные продукты. Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки.
Практические (1 ч.)  Составление суточного рациона.
Раздел 3. Химия и медицина (22 ч.)
Теоретические (16 ч.) Практические (6 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антидоты. Хлорная известь и фенол первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в нашем доме и их источники. Чудесный гриб А. Флеминга. Поль Эрлих основоположник химиотерапии. Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа. Полимеры в медицине. Губительная сигарета. Влияние алкоголя на организм.  Наркомания. Акция «Вредным привычкам – нет!». Химические материалы для создания искусственных органов.
Содержание изучаемого курса рабочей программы внеурочной деятельности  в 6 классе:
 Раздел 4. Химические средства гигиены и косметики (13 ч.)
Теоретические (12 ч. ) Практические (1 ч.)
Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Дезодоранты и озоновый щит планеты. Выбор косметических средств. Вредные компоненты в косметических средствах. Косметические средства для губ. Косметические средства для глаз. Декоративная косметика для лица. Средства ухода за кожей лица. Уход за волосами. Химическая завивка и окрашивание. История науки о запахах. Виды благовоний. Духи.
Раздел 5. Зеленая косметика (12 ч.)
Теоретические(9 ч.) Практические (3 ч.)
Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соединения созданные природой. Фрукты и ягоды в косметологии. Косметические средства на грядках. Бабушкины рецепты. Травяные настои. Цветочная вода. Питательный лед в косметологии. Маски, бальзамы, скрабы и кремы домашнего приготовления. Лекарственные растения и их применение в фитотерапии.
Раздел 6. Препараты бытовой химии наши помощники(4ч.)
Теоретические(2 ч.)
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. ТБ хранения и использования препаратов бытовой химии. Отравления препаратами бытовой химии.
Практические (2 ч.)Выведение пятен препаратами бытовой химии.
Раздел 7. Подведение итогов (6 ч.)
 Практические (6 ч.)
Пресс –конференция «Косметология от «А до я». Игра «100 : 1» «Красота для  здоровья или ...». Тест «Мы есть то, что едим». Рецепты бабушкиной шкатулки (пресс-конференция). Тест на привлекательность по фен-шуй. Мастер- класс «Изысканный макияж»


Формы организации занятий курса «Здоровье, красота, химия»: занятия предполагают групповые и индивидуальные формы работы; пресс-конференция,   защита творческих проектов, интеллектуальные игры, дискуссии, творческая работа, тестирование, мастер-класс.
        Виды внеурочной деятельности на занятии курса «Здоровье, красота, химия»: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность.


Тематическое планирование

Учебно-тематический план 5 класс
№ п/п
Название модуля
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий/
теоретические
Часы внеаудиторных занятий/
практические
1.
Химические элементы в организме человека
6
5
1
1.1
1.2
Органические и неорганические вещества в живом организме
2
1
1
1.3
Роль и значение микро-и макроэлементов в организме.
1
1

1.4
Вода и растворы, их влияние на здоровье человека.
1
1

1.5
Группы витаминов.
1
1

1.6
Пища и витамины.
1
1

2.
Питание и здоровье человека
7
6
1
2.1
Гигиена полости рта. Что нужно знать о пищеварении
1
1

2.2
 Полезные и неполезные продукты. Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки.
1

1
2.3
Состав пищи. Предупреждение пищевых отравлений
1
1

2.4
Пищевые добавки. Жить для того, чтобы есть или есть для того, чтобы есть.
1
1

2.5
Чем напичканы наши сосиски и пельмени.
1
1

2.6, 2.7
Практическая работа составление суточного рациона питания
2
1
1
3.
Химия и медицина
22
16
6
3.1
3.2
Лекарства и яды в древности
2
1
1
3.3
Антидоты
1
1

3.4
Хлорная известь и фенол первые средства дезинфекции.
1
1

3.5
Домашняя аптечка
2
1
1
3.6
Вредные вещества в вашем доме и их источники
1
1

3.7
Чудесный гриб А. Флеминга
1
1

3.8
Поль Эрлих -основоположник химиотерапии..
1
1

3.9
3.10
Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа.
2
1
1
3.11
Полимеры в медицине
1
1

3.12
3.13
Губительная сигарета
2
1
1
3.14
Наркотические препараты.
1
1

3.15
Наркомания - болезнь
1

1
3.16
3.17
Урок – суд « Вредным привычкам-нет!»
2

2
3.18
Химические препараты для создания искусственных органов
1
1


Всего часов
35
27
8

Учебно-тематический план 6 класс

№ п/п
Название модуля
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий/
теоретические
Часы внеаудиторных занятий/
практические
4
Химические средства гигиены и косметики
13
12
1
4.1
Современные средства ухода за зубами
1
1

4.2
4.3
Мыла и синтетические моющие средства
2
1
1
4.4
Аэрозоли и дезодоранты
1
1

4.5
Дезодоранты и озоновый щит планеты
1
1

4.6
Выбор косметических средств
1
1

4.7
 Вредные компоненты в косметических средствах
1
1

4.8
Косметические средства для  губ
1
1

4.9
Косметические средства для  глаз
1
1

4.10
Декоративная косметика для лица
1
1

4.11
История науки о запахах. Виды благовоний. Духи
1
1

4.12
Средства ухода за кожей лица
1
1

4.13
Уход за волосами. Химическая завивка и окрашивание.
1
1

5
Зеленая косметика
12
9
3
5.1
Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соединения созданные природой.
1
1

5.2
Фрукты и ягоды в косметологии
1
1

5.3
Косметические средства на грядках
1
1

5.4
5.5
«Бабушкины рецепты»
2
1
1
5.6
Травяные настои
1
1

5.7
Цветочная вода
1
1

5.8
Питательный лед в косметологии
1
1

5.9
5.10
Маски, кремы, скрабыиз природных компонентов в домашних условиях
2
1
1
5.11
Лекарственные растения и фитотерапия
2
1
1
6.
Препараты бытовой химии наши помощники
4
2
2
6.1
Выведение пятен препаратами бытовой химии
1

1
6.2
Кислоты, щелочи, соли в нашем доме
1

1
6.3
ТБ хранения и использования препаратов бытовой химии
1
1

6.4
Предупреждения отравлений препаратами бытовой химии. Первая помощь при отравлениях.
1
1

7.
Подведение итогов
6
0
6
7.1
Пресс-коференция «Косметология от А до Я»
1

1
7.2
Игра «Красота для здоровья или…»
1

1
7.3
Тест « Мы есть то, что едим»
1

1
7.4
Рецепты «бабушкиной шкатулки» творческий отчет
1

1
7.5
Тест на привлекательность
1

1
7.6
Мастер – класс «Изысканный макияж»
1

1

Всего
35
23
12

Итого
70
50
20

Список литературы
Список литературы, рекомендуемой для учащихся:
1.Б.Т.Величковский,В.И.Кирпичев,И.Т.Суравегин «Здоровье человека и окружающая среда»,Москва, Издательство «Новая школа»,1997 г.
2.Л.Розенблат«Симфонияжизни»,Москва,1990г.
3. В.С.Рохлов «Школьный практикум. Биология. Человек», М.,Дрофа,1998г.
4.Газета«Биология»
5.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии», Москва,Просвещение,1997г.
6.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г.
7.http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
8.http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия.

 

Список литературы для учителя:

1.В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001г.
2.М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. - Волгоград. Учитель – 2001г.
3.Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997г.
4.О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.
5.В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 - № 31
6.В.А. Самкова – Экологический практикум. «Город в котором я живу». – Биология в коле: журнал – 2001г. - № 5,7.Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М  Просвещение – 1983г.
7.И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – М. Медицинская газета – 1990г.
8.Л.Л. Генкова,– Почему это опасно. – М. Просвещение – 1989г.
9.Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.
10.И. Цуцуми. – Массаж для красоты и здоровья. – М: Приада-литера – 1994г.
11.http //www.edu.ru - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов «Российское образование». http://school-collection.edu.ru
12.http //www.mon/ gow. ru.-Министерство образования и науки Российской Федерации.
13.http //www.fsu. mto. ru -  Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
14.http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
15.http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия.